irinavision
Мой Профиль
Моя Игротека
Моя Фотоландия
Имя:Ирина
Пол:женский
Дата рождения: 6-сен-1966 
Место жительства: Беер-Шева
   
<< мар >>     << 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Все записи



"Не дели себя остриём ножа..." (Нателла Болтянская)
irinavision

Была недавно на концерте Нателлы Болтянской. С тех пор непрерывно прокручиваю в голове многие её песни. "Белокурым ангелом Апокалипсиса" назвала Болтянскую Валерия Ильинична Новодворская. Ангелу, поющему об Апокалипсисе, хочется внимать...

Сегодня слушала снова. Есть несколько песен, которые зацепили. Появилась потребность их обдумать. Споткнулась сразу же о песню "Половинка". Именно её слова ещё на концерте растревожили во мне мысли, которые нередко волновали и прежде.

Перед тем, как исполнить песню, Нателла обратилась к сидящим в зале и сказала, что она сама, еврейка наполовину, уверена - таких, как она "половинок, полукровок" в Израиле очень много. И не только половинок...
Впрочем, не столько о национальности была речь, сколько о самоощущении людей, в крови которых текут разные крови родителей. О себе Нателла сказала, что ни на минуту не забывая о «своём двойном грузе», свою национальную принадлежность определяет языком, на котором говорит и поёт. Вот текст песни:

Половинка

От обеих линий бери сноровку,
Не дели себя острием ножа…
Половинка, выродок, полукровка,
Никому не должный принадлежать..

И пускай во мгле ничего не видно,
И пускай нет судей твоей вине,
В Вавилонской башне, в котле плавильном,
Отыщи бездомную половину,
Ту, что кровоточит сильней.

Только на два делят глоток из чаши,
Если пьют, в ночи остужая жар.
И остыть объятьям, тебя зачавшим.
Не дели себя острием ножа

И пусть холод вечный крылом совиным
На любой атаке в твоей войне.
А наличье тыла лишь давит спину,
И всегда заметнее половина,
Та, что   кровоточит сильней.

Привыкай навечно к двойному грузу,   
И, поскольку ты все равно чужак,
Избегай с любой стороной союза,
Не дели себя острием ножа.

Если нет связующей пуповины –
Ты свободен, значит, растешь в цене…
И пусть частой сетью тебя ловили,
Но не выловили и половины,
Той, что кровоточит сильней.

Отдели, что нужно. И по крупинкам
Собирай, обиды в себе держа.
Полукровка, выродок, половинка,
Не дели себя острием ножа.

Всех, кто близок к телу, родней зови, но
Никакому не доверяй вполне,
А чуть, что, сомнения отодвинув,
Принимай горчащую половину,
Ту, что кровоточит сильней.   

Сначала я подумала о себе. С национальной принадлежностью моей всё ясно. Еврейская. С культурной, включая я зыковую, – тоже. Русская. А потом подумала о сыне. Он как раз та самая половинка. Полукровка. Как будет он определять себя? Вспомнив своих многочисленных знакомых, удивилась, как много среди них смешаных браков и детей – половинок. Кем они будут определять себя?

А ещё я подумала – надо ли себя вообще как-то определять? И вспомнила из Довлатова: "Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?"

А если всё-таки спрашивается? Сама Болтянская ответила на это весьма любопытно. Она сказала, что все люди на земле – половинки, потому что в них половина отцовской крови и половина – материнской. Неважно, какой национальности ваши родители, они, безусловно, были разными людьми. И мы временами чувствуем себя ближе к одной, а временами - к другой своей половинке, к той, что в данный момент "кровоточит сильней". А вообще, каждый из нас - единое целое, и никому нельзя "делить себя остриём ножа". Но ведь делят... Подсчитывают соотношение кровей... Делают выводы о чистоте (нечистоте) рассы...

В одном из последних, данных им интервью, Иван Дыховичный сказал буквально следующее: "Сегодня главная проблема – неприятие многих национальностей. И меня это не бесит, а просто вызывает жуткое отвращение. Умный человек никогда не будет унижать себя презрением к какому-нибудь народу. У меня есть одна такая страшная кровь – по дедушке я караим. Это очень маленькая национальность. Когда мне нужно было переливать кровь, даже не нашлось ни одного донора. Поэтому я никак не мог вылечить свою болезнь. Много кровей во мне намешано. Но я считаю себя носителем русской культуры и не отступлюсь от этого никогда."

Никакого союза ни с какой из половинок, только с собой в целом...

Привыкай навечно к двойному грузу,   
И, поскольку ты все равно чужак,
Избегай с любой стороной союза,
Не дели себя острием ножа.

Вы делите?
 Комментариев : 50, Просмотров : 4066
Профиль Комментарии 

Светлые "Сатиры" Саши Чёрного
irinavision

Вчера, 13 октября (1- го по старому стилю) был День рождения Саши Чёрного. Поэт-сатирик, отличающийся тонкостью и иронией, соединивший сатиру и лирику, прошёл мимо меня во время университетского ученичества. И только в год окончания университета, когда вышел на студии «Мелодия» двойной альбом Александра Градского с вокальной сюитой «Сатиры», я впервые услышала Сашу Чёрного.

Литературной основой сюиты как раз и были стихи Чёрного, взятые из циклов разных лет. А музыка Градского - это и канкан, и джаз, и романс, и вокал, и опера - причудлтвое смешение жанров и стилей. «Через призму времени сделал я попытку взглянуть на стихи этого прекрасного поэта и нашел их вполне современными. Финал сюиты — голоса Карузо и Шаляпина, Бесси Смит и Луи Армстронга, Вертинского, Рэя Чарльза и других — как бы мост от вечных ценностей искусства к сегодняшнему дню.» (А. Градский)

Альбом был записан на студии звукозаписи Всесоюзного радио в 1980 году и произвёл эффект неразорвавшейся бомбы. Достать его можно было только «с рук» в виде магнитофонных кассет. "Сатиры" пролежали на полке почти 7 лет после записи, пока начальство решало, можно ли «такое» слушать советскому народу. Двойной диск увидел свет (и был услышан мной) лишь в 1987– ом. Если послушать сюиту внимательно, не возникает вопроса о том, почему так долго не пускали «Сатиры» к слушателям. Только прочтите , например, "Жёлтый дом", "Обстановочка", "Ламентации", "Опять". Прочтите "Потомки":
...
Нынче так же, как во веки, утешение одно
Наши дети будут в Мекке, если нам не суждено

Даже сроки предсказали. Кто - лет двести, кто - пятьсот.
А пока лежи в печали и мычи, как идиот.
Разукрашенные дули, мир умыт, причесан, мил.
Лет через двести? Черта в стуле! Разве я Мафусаил?
Я как филин на обломках переломанных богов,
В неродившихся потомках, нет мне братьев и врагов

Я хочу немножко света для себя, пока я жив,
От портного до поэта - всем понятен мой призыв...

Настоящая сатира в России слишком современна в любые времена.

Сам Саша Чёрный за всю советскую историю издавался лишь один раз, да и то маленьким тиражом, тонюсенькой брошюркой. Биография его удивительна. Вся жизнь - сплошное противостояние. Всему и всем. Не потому ли на всех фотографиях у него такие грустные глаза и так много иронии в стихах? Чёрный умер в Германии после того, как спас из пожара 4-х летнюю девочку. Не выдержало сердце. Ему было 53 года. Он так и не стал Александром, остался Сашей.

Лирический сатирик – совмещение несовместимого.
Мне думается, что в душе Саша Черный был лириком, а сатира являлась защитной реакцией на невесёлую жизнь. Его улыбка грустна и светла, сатира лирична.
В цикле «Лирические сатиры» стихотоворение «Под сурдинку» одно из моих самых любимых:

Хочу отдохнуть от сатиры...
У лиры моей
Есть тихо дрожащие, легкие звуки.
Усталые руки
На умные струны кладу,
Пою и в такт головою киваю...

Хочу быть незлобным ягненком,
Ребенком,
Которого взрослые люди дразнили
И злили,
А жизнь за чьи-то чужие грехи
Лишила третьего блюда.

Васильевский остров прекрасен,
Как жаба в манжетах.
Отсюда, с балконца,
Омытый потоками солнца,
Он весел, и грязен, и ясен,
Как старый маркер.

Над ним углубленная просинь
Зовет, и поет, и дрожит...
Задумчиво осень последние
листья желтит.
Срывает,
Бросает под ноги людей на панель...
А в сердце не смолкнет свирель:
Весна опять возвратится!

О зимняя спячка медведя,
Сосущего пальчики лап!
Твой девственный храп
Желанней лобзаний
прекраснейшей леди.

Как молью изъеден я сплином...
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте
меня на чердак,
Пока не наступит весна.

Это необходимо слушать в исполнении Градского.
Сочетание двух талантливейших авторов неповторимо.
Двойной диск, долгие годы мною бережно хранимый и беспощадно запиленный, пропал неизвестно куда, но все записи давно уже восстановлены.

P.S. «Сатиры» - первая книга стихов Саши Чёрного, вышедшая в 1910- ом году. Почти 100 лет назад. Сколько бы вы ни напрягались, читая, этой разницы в столетие вам не почувствовать никогда!
 Комментариев : 2, Просмотров : 2437
Профиль Комментарии 

"Осенняя мелодия"
irinavision

Мама жалуется: постоянно хочется плакать, плачется по любому поводу, а чаще - без.
Мама тяжело больна. Куда там - до следующей осени, до весны бы...
Я утешаю. Мол, человек подвержен настроениям, мол, осень на дворе, мол, плачется, потому что есть душа, и она жива и восприимчива. Пока восприимчива - жива.
И тут же вспоминаю любимые когда-то мной и ею слова из песни:
"Порой для слёз причины нету,
Но кто не плакал, тот не жил."
И как только это проговариваю вслух, начинаем плакать обе - она и я.
Вот уж дурёхи две, великовозрастные, только поплакать дай...
А виноват кто? Осень, конечно.

Осенняя мелодия (Ю. Саульский – Л. Завальнюк)
Слеза - осенних дней примета
Росой холодной потекла,
И журавли уносят лето,
Раскинув серые крыла.

Звенит высокая тоска,
Не объяснимая словами,
Я не один, пока я с вами,
Деревья, птицы, облака.

Кружатся листья, как записки,
С какой-то грустью неземной,
Кто не терял друзей и близких,
Пусть посмеётся надо мной.

Немало мы по белу свету
В исканьях радости кружим.
Порой для слёз причины нету,
Но кто не плакал, тот не жил.

И часто плачем мы невольно,
Когда дожди стучат в окно,
Не потому, что сердцу больно,
А потому, что есть оно.

http://www.youtube.com/watch?v=Z_QBBJT2S5Y

А тоска часто бывает высокой и необъяснимой.
Иногда хочется плакать от избытка чувств. Иногда от их отсутствия.
"Октябрь уж наступил...", в октябре хорошо плачется...
С осенью всех вас!
 Комментариев : 9, Просмотров : 2543
Профиль Комментарии 

День рождения — праздник?
irinavision

День рождения — праздник? Вот уже много лет этот вопрос для меня далеко не из праздных. По крайней мере - раз в году.
Что говорят об этом вездесущие психологи? Они, разумеется, провели опрос и выявили три основные причины, превращающие наши дни рождения в грустный праздник.
Во-первых, (банально, но факт) это возраст. Выяснилось, что почти 20 процентов опрошенных впадают в философские настроения по поводу того, что годы уходят, соответственно – пытаются подвести итоги, ставят себе оценки. Какой уж тут праздник!
Во-вторых, 10 процентов респондентов (подозреваю - респонденток) ответили, что ожидали другого поведения от определённого человека в такой день. Т.е. было некое ожидание взаимопонимания, уважения, восхищения, признания и теплоты душевной. И вдруг… кто-то просто забыл о твоем дне рождения, кто-то уехал или занят срочными делами, кто-то перепутал дату и поздравил на два дня раньше (позже). Не подарил, не оценил, не сказал, не преподнёс... Да мало ли!
В-третьих (тут я несколько удивилась), есть люди, которые просто устают от повышенного внимания к своей персоне в сей знаменательный день. И у них, понимаете ли, появляется сильное желание оказаться на необитаемом острове и вернуться лишь утром следующего дня.

А что же я сама? Последние лет 15 не люблю и не хочу отмечать свой день рождения. Всеми правдами и неправдами стараюсь сделать так, чтобы этот день прошел незамеченным, короче говоря – стремлюсь залечь на дно и не всплывать на поверхность. Дошло до смешного. Утром звонит мама и спрашивает, может ли она меня поздравить. Если я отвечаю «да», потом уже смелее звонит папа и братья ну и т.д.. В школе все уже знают (приучила) - поздравлять не надо, хотя некоторые пытаются.
Помню, что когда-то меня поразило отношение сатирика и философа Джонатана Свифта к его дню рождения. Отличавшийся злой насмешливостью и презрением к людям, а заодно – и к себе, и к собственной жизни, автор «Путешествий Гулливера» был одним из самых безнадежных пессимистов и так сожалел, что родился на свет, что каждый год в день своего рождения надевал черное, запирался в одиночестве и постился. Один из моих младших братьев, не отличающийся способностями Свифта, тем не менее вот уже лет 20 в дни своего рождения тоже запирается дома и не разрешает никому себя поздравлять. Так далеко даже я, со своей способностью вдаваться в крайности, не пошла, но... вполне его понимаю.
С другой стороны, есть ли у нас право не радоваться дню нашего прихода в этот «прекрасный и яростный» мир? Есть ли у нас право лишать наших близких и всех других людей, которые нас по-своему любят и ценят, радости сделать нас счастливыми хотя бы на короткое время? Есть ли у нас право, байкотируя свой день рождения, как бы показывать тем самым родителям, что лучше бы они подумали, прежде чем... А самое главное, пожалуй, в том, что день рождения может и должен быть праздником, который мы устраиваем себе, любимым, и только – себе. А почему бы и нет? Почему бы, например, не сказать, что вот сегодня в мой день рождения, я от души поздравляю сам себя и дарю сам себе подарки. Как у Окуджавы:
"В день рождения подарок
преподнес я сам себе.
Сын потом возьмет - озвучит
и сыграет на трубе.
Сочинилось как-то так, само собою,
что-то среднее меж песней и судьбою.

Нам не стоит этой темени бояться,
но счастливыми не будем притворяться".
Вот именно. Не будем притворяться счастливыми, но и не будем плакаться, что мы не...

А ещё вспомнился по тому же поводу с детства любимый «Винни-Пух и Все-Все-Все...»:
"— Вот-вот, правильно,— сказал Иа-Иа.— Пой, пой. … Веселись и развлекайся.
— Я веселюсь,— сказал Пух.
— Кое-кому удаётся,— сказал Иа-Иа.
— Да что такое случилось? — спросил Пух.
— А разве что-нибудь случилось?
— Нет, но у тебя такой грустный вид.
— Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же мой день рождения. Самый лучший день в году!
— Твой день рождения? — спросил Пух, ужасно удивлённый.
— Конечно. Разве ты не замечаешь? Посмотри на все эти подарки.— Иа-Иа помахал передней ногой из стороны в сторону.— Посмотри на именинный пирог!
Пух посмотрел — сначала направо, потом налево.
— Подарки? — сказал он.— Именинный пирог? Где?
— Разве ты их не видишь?
— Нет,— сказал Пух.
— Я тоже,— сказал Иа-Иа.— Это шутка,— объяснил он.— Ха-ха.
— Ох! Ну, поздравляю тебя и желаю много-много счастья в этот день.
— И я тебя поздравляю и желаю много-много счастья в этот день, медвежонок Пух.
— Но ведь сегодня не мой день рождения.
— Нет, не твой, а мой.
— А ты говоришь “желаю тебе счастья в этот день”.
— Ну и что же? Разве ты хочешь быть несчастным в мой день рождения?
— А, понятно,— сказал Пух.
— Хватит и того,— сказал Иа-Иа, чуть не плача,— хватит и того, что я сам такой несчастный — без подарков и без именинного пирога, и вообще позабытый и позаброшенный, а уж если все остальные будут несчастны..."

Так несчастный, "позабытый и позаброшенный" в день своего рождения или желающий быть "позабытым и позаброшенным" по множеству причин, из которых все до одной сомнительны и спорны? У меня нет ответа. Как у большинства женщин, это по настроению. И, как у всех, по обстоятельствам, которые бывают всякими...
 Комментариев : 29, Просмотров : 3111
Профиль Комментарии 

"Мир уродлив, и люди грустны", памяти Сергея Довлатова
irinavision

Ровно 19 лет назад, 24 августа 1990 года, в Нью-Йорке от сердечной недостаточности умер Сергей Довлатов. Ему было всего 49. Он похоронен на еврейском кладбище "Маунт Хеброн". Александр Генис вспоминал, что незадолго до смерти Довлатов рассказывал, как ему звонил один внезапно спятивший знакомый. Знакомого увезли в сумасшедший дом, и он обзванивал оттуда приятелей, объясняя, что попал на тот свет. Сергей, конечно, опешил и, не зная, что сказать, спросил, как там. «Хорошо, — ответил знакомый, — но тут про вас все спрашивают». Вот и доспрашивались...
Бродский так написал о смерти Довлатова: «Не думаю, что Сережина жизнь могла быть прожита иначе; думаю только, что конец ее мог быть иным, менее ужасным. Столь кошмарного конца — в удушливый летний день в машине «скорой помощи» в Бруклине, с хлынувшей горлом кровью и двумя пуэрториканскими придурками в качестве санитаров — он бы сам никогда не написал: не потому, что не предвидел, но потому, что питал неприязнь к чересчур сильным эффектам».
И ещё из статьи Бродского о Довлатове: «Он замечателен в первую очередь именно отказом от трагической традиции русской литературы, равно как и от ее утешительного пафоса. Тональность его прозы — насмешливо-сдержанная, при всей отчаянности существования, им описываемого. Читать его легко. Он как бы не требует к себе внимания, не настаивает на своих умозаключениях или наблюдениях над человеческой природой, не навязывает себя читателю. Неизменная реакция на его рассказы и повести — признательность за отсутствие претензии, за трезвость взгляда на вещи, за эту негромкую музыку здравого смысла, звучащую в любом его абзаце. ...этот человек говорит как равный с равными о равных: он смотрит на людей не снизу вверх, не сверху вниз, но как бы со стороны. Произведениям его — если они когда-нибудь выйдут полным собранием, можно будет с полным правом предпослать в качестве эпиграфа строчку замечательного американского поэта Уоллеса Стивенса: «Мир уродлив, и люди грустны». Это подходит к ним по содержанию, это и звучит по-Сережиному.»
- Привожу цитату о Довлатове именно из Бродского, т.к. люблю творчество обоих. К тому же, они были хорошо знакомы.
- Привожу цитату, т.к. лучше, чем сказал Бродский о Довлатове, я сказать не могу.
Уже вышли полным собранием сочинения Довлатова. Уже почти 20 лет я открываю эти книги на любой странице и читаю с любого места. И радуюсь, что он писал, и грущу о том, что его нет. Тонкий юмор и ирония, блестящий неповторимый стиль, светлая грусть, ненавязчивость и простота, и человечность, и узнаваемость чувств... не назвать всего, за что я люблю Довлатова уже много лет.
Привожу тут несколько его цитат просто для того, чтобы о нём вспомнить, и надеюсь, что мои современники читают и любят его так же, как и я.
"Одним из серьезных ощущений, связанных с нашим временем, стало ощущение надвигающегося абсурда, когда безумие становится более или менее нормальным явлением. Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда."
"Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?"
"Ирония - любимое, а главное, единственное оружие беззащитных."
"Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять."
"В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса." (очень верно! И по отношению к мужчинам - тоже)
"В борьбе с абсурдом так и надо действовать. Реакция должна быть столь же абсурдной. А в идеале - тихое помешательство."
И моё любимое: "Мучаюсь от своей неуверенности. Ненавижу свою готовность расстраиваться из-за пустяков. Изнемогаю от страха перед жизнью. А ведь это единственное, что дает мне надежду. Единственное, за что я должен благодарить судьбу. Потому что результат всего этого — литература."
 Комментариев : 3, Просмотров : 3394
Профиль Комментарии 

Хочу петь и слушать Окуджаву на русском!
irinavision

В этом году Булату Окуджаве исполнилось бы 85 лет. В октябре будет проходить 6-й Фестиваль Окуджавы в Израиле. Собственно говоря, я не о фестивале пишу. Я о переводах песен Окуджавы на иврит и о своём отношении к этому явлению.
Окуджаву в своё время переводили Яков Шарет и Зеэв Гейзер. Потом с большим энтузиазмом занималась этим Лариса Герштейн, которая и на этом фестивале, вероятнее всего, будет рьяно, долго и с напором нести Окуджаву на иврите в массы.
В одном из интервью о своём новом проекте она заявила буквально следующее: "Я хочу, что называется, «продать продукт», который люди захотят взять. Например, песни, которые они обожают и знают наизусть. И вдруг, эти песни появляются на иврите... И дети уже знают Окуджаву. Я стараюсь перепеть его на иврите… Окуджава универсален. Он про простые вещи пел. Про то, что сегодня нам так необходимо. Он, если коротко говорить, как рабби Гилель, на одной ноге — он учил отличать Добро от Зла. Вы в этих песнях понимаете, что хорошо и что плохо. Не надо, как говорится, заумничать. Я хочу, чтобы люди на иврите, узнавали любимые выражения. Ведь масса народа ими пользуются. Я хочу хорошо спеть Окуджаву на иврите. Чтобы это осталось. Чтобы по этому Окуджаве учили иврит. Даже не учили, чтобы по нему воспринимали, чтобы его почувствовали... "
Я не согласна с (мною не) уважаемой Ларисой в том, что:
1. Окуджав пел простые вещи и учил отличать добро от зла. Это примитивизация творчества Окуджавы.
2. Стоит учить иврит по переводам песен Окуджавы. (В своё время я, признаюсь, учила иврит по песням Шломо Арци, которого до сих пор искренне люблю, вопреки изрядной примитивности его текстов, но умнейшие тексты Окуджавы – не пособия для изучения иврита).
3. Окуджава останется в переводах нашим детям. Дудки. Он останется не на иврите, а на том языке, на котором писал и пел, и будет существовать, пока будут существовать носители этого языка, желающие его слушать. Распространять его песни искусственно среди наших детей, плохо знающих русский, – на мой взгляд, затея неудачная. Пусть лучше наши отпрыски по нему учат русский, если, конечно, вообще захотят его слушать. Что, к сожалению, вряд ли.
4. Можно перевести практически любую песню Окуджавы при хорошем знании иврита. И снова -дудки! А как быть с непереводимыми на иврит вещами? Например "навластвоваться всласть" в "Молитве Франсуа Вийона" - эту многозначную и ироничную фразу пойди - переведи.
Ещё. В предложении "капельмейстеру хочется взлететь" («В городском саду») капельмейстер был переведён как дирижёр. А ведь это далеко не одно и то же и меняет весь настрой песни.
Интересно, как перевести (при отсутствии склонения в иврите) куплет из моего любимого «Заезжего музыканта»?
"Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью:
Заезжий музыкант играет на трубе!
Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?..
Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе..."
А вот это:
"Зачем мы перешли на "ты"?
За это нам и перепало -
На грош любви и простоты,
А что-то главное пропало. " - как раз для иврита, на котором нет «вы».
Никак не позавидуешь и переводчику, который решится перевести:
"Я дворянин Арбатского двора,
Своим двором введённый во дворянство. "
Не буду углубляться, но уверена – таких примеров можно привести множество. Может и реально перевести текст, но при этом неизбежно будет потеряна эмоциональная гамма, интонации и весь ряд ассоциаций и воспоминаний, пробуждаемый в слушателе. По-моему, такие переводы Окуджавы годятся только для того, чтобы составить некоторое (слабое) о нём представление.
И главное - мне неясно, каков вообще смысл перевода песен Окуджавы на иврит?
Герштейн утверждает, что делает эти переводы для приобщения израильтян к русской культуре. Зачем же тогда петь это русской публике? Чтобы показать, как хорошо она владеет ивритом? Чтобы продемонстрировать звучание иврита? Чтобы показать себя талантливой(?) переводчицей? А нам-то, любителям Окуджавы, всё это ЗАЧЕМ? А ивритоговорящей аудитории это ЗАЧЕМ? "Что он Гекубе? Что ему Гекуба? ".
Кстати, в интервью с Александром Довом, к своему удовольствию, прочла недавно следующее:
- Не планируете ли вы переводить песни бардов на иврит?
- Это уже пройденный этап. Когда-то я увлекся переводами и даже сам пытался, а потом в один прекрасный день как отрезало. Дело в том, что в реальной жизни переводами этими интересуются исключительно выходцы из бывшего Советского Союза. Но ведь русскоязычным слушателям наши песни доступны на языке оригинала! Иногда на концертах меня просят спеть Окуджаву на иврите. Я говорю: "А что, ивритом вы владеете лучше, чем русским? " Смеются.

То-то и оно. Не надо нести искусство на иврите в массы, которым это не нужно. Разумеется, речь не о художественной переводной литературе, включая поэзию. Речь и не о популярных песнях типа «Катюши». И не об ознакомительных переводах других песен для желающих израильтян, буде таковые найдутся. Писать переводы из спортивного интереса – пожалуйста, но не надо навязчиво их исполнять. Хочу слушать «Давайте восклицать…» и всё остальное на русском. И если мой сын когда-то захочет это слушать, хочу, чтобы он слушал на русском. Или не слушал вообще, если не захочет.
Давайте будем петь и слушать Окуджаву на русском!
 Комментариев : 52, Просмотров : 4385
Профиль Комментарии 

Роль воспитания сильно преувеличена
irinavision

Роль воспитания в развитии ребёнка сильно преувеличена. Так мне кажется. Это высказывание, конечно, не совсем вяжется с моей профессией учителя, но именно многолетняя работа по профессии постепенно подвела меня к такому вот выводу. Сразу оговорюсь – я за, за то, чтобы воспитывать подрастающее поколение и в школе, и дома, за то, чтобы прививать, увещевать, разъяснять, демонстрировать личным примером, убеждать, наказывать в случае необходимости и далее по синонимическому ряду. Но ни первое, ни второе, ни пятое не обещает желаемого результата. А ведь прежде нас учили, что да, обещает. Мол, «сейте разумное, доброе, вечное» и непременно впоследствии увидите «небо в алмазах». И что же выясняется? Увы, нередко прямой связи между тем, что воспитывалось и воспиталось не существует. Натура берёт своё, гены каких-то давно забытых родственников вдруг дают о себе знать, приятели перевоспитывают, средства массовой информации и пресловутая улица («А как их оградить от улицы, когда кругом сплошные улицы», как справедливо сетовал Райкин). И в результате часто получается то, что получается.
Кстати, один из основателей педагогики Ян Амос Коменский говорил о принципе природосообразности и исходил из того, что сущностью человека всегда было и останется то, что “запрограммировал” в нем Творец, проще - природа. Зато Маркс и Энгельс сочли эти представления антинаучными. Никакой врожденности! Все, кроме физиологии, в человеке создает социальная среда, включающая воспитание и обучение. Другими словами - Моцартом, Эдисоном, Эйнштейном, Пушкиным... не обязательно родиться, ими можно стать под влиянием благоприятных обстоятельств. Ладно, оставим в покое классиков, почивших в бозе. Я собственно не об этом, потому и пишу в дневнике.
Есть у меня подруги по прошлой жизни. Три. Все три – достойнейшие, на мой взгляд, женщины, давшие детям хорошее воспитание. Двое из них – учителя с 20- и летним + педагогическим стажем. Третья - преуспевающий архитектор. Все три, дорастив детей до подросткового возраста, и до сих пор хором и по отдельности жалуются на то, что вышло, и ломают головы над тем, что делать с тем, что вышло. Иногда к их нестройному хору присоединяюсь и я. Когда же слышу разговоры о том, что воспитывать надо было лучше, строже надо было, куда родители (учителя) смотрели?, то порой не нахожу ответа. И семья благополучная, и родители смотрели. И личный пример, так сказать. А вот, поди ж ты!
С другой стороны, работая в школе, вижу массу примеров того, как в самых неблагополучных семьях, не заботящихся ни о воспитании, ни об образовании своих чад, вырастают совершенно замечательные дети. И умнички, и самостоятельные, и душевные, и родителей любят и вообще... Психологи скажут, мол, в благополучной семье - тепличные условия, вот и выросло неприспособленное растение (пардон, дитё), а в неблагополучной оно, мол, само себя растит. Так упрощение это. Всё-таки большинство неблагополучных детей выходит из неблагополучных семей.
Получается так, что роль воспитания сильно преувеличена. Проще говоря, горбатого исправит могила, но никак не педагог. Т.е. разумеется, воспитывать надо в любом случае, но непомерных надежд на воспитательный процесс не возлагать. По этому поводу всегда вспоминаю "Приключения Буратино":
«Карло выстругал щеки, потом выстругал нос – обыкновенный... Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:
– Нехорошо, длинен...
И начал срезать у носа кончик. Не тут-то было! Нос вертелся, вывертывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом.»
А ведь Карло так хотел, чтобы всё, как у всех, так старался...
Пишет мне одна из подруг:"Ириш, хочу посоветоваться с тобой об отношениях с сыновьями, очень уж тяжелы мои переживания матери взрослого сына...". И мои тоже.
 Комментариев : 23, Просмотров : 2451
Профиль Комментарии 

"Снова август"
irinavision

Для меня всегда было интересным отношение поэтов к августу. Есть что-то неуловимо-трагическое в этом последнем месяце лета.
«Снова август», стихотворене Галича, посвящённое Ахматовой, предваряется упоминанием о том, что «Анна Андреевна очень боялась и не любила месяц август и считала этот месяц для себя несчастливым, и имела к этому все основания, поскольку в августе был расстрелян Гумилев, в августе был арестован ее сын Лев, в августе вышло известное постановление о журнале "Звезда" и "Ленинград"». А потом стихи:
...О, шелест финских сосен,
Награды за труды,
Но вновь приходит осень -
Пора твоей беды!

И август, и как будто
Все тоже, как тогда,
И врет мордастый Будда,
Что горе - не беда!

А это "Август" Ахматовой :
...Он и праведный и лукавый,
И всех месяцев он страшней:
В каждом Августе,
Боже правый,
Столько праздников и смертей... (1957)

Странно, но август стал поистине "смертельным" для многих русских поэтов: Александра Блока, Марины Цветаевой, Николая Гумилева, Максимилиана Волошина, Саши Черного, Георгия Иванова ….
Только в ранних стихах Цветаевой этот месяц несет в себе другой окрас:
...Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!

Это 1917, а 31- го августа 1941- го она покончит с собой.
3 – го августа расстрелян Гумилёв, 5- го августа умер Саша Чёрный, 7- го – Блок. И ещё в августе ушли Эренбург, Симонов, Рождественский…
Сейчас читаю о Бродском и вдруг неожиданно для себя узнаю, что единственное его стихотворение, датированное 1996 годом, т.е. последнее, - тоже «Август».
...Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

А это уже из современных поэтов. Максим Амелин «Долги земле и небу»:
...В августе мухи слетают с ума в неописуемом страхе
от приближающихся холодов.
В августе тот, кто еще не готов,
спешно ведет подготовку
к смерти, к ничтожеству, к небытию,
припоминая поденно свою
юность, и зрелость, и старость...

Может, за пиком, которого достигает в августе природа, за которым следует смерть и увядание, рождается эта попытка уйти раньше времени, не дожидаясь распада? Или это просто накопленная за лето усталость, о которой так незабываемо написал Бродский?
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это -
Города, человеков, но для начала - зелень...

А между тем, наше, израильское, лето в самом разгаре. И август... чёрт бы его побрал!
 Комментариев : 16, Просмотров : 2957
Профиль Комментарии 

Болезнь – часть жизни.
irinavision

Продолжая начатую в последней записи тему, решила поделиться своей бедой. Оговорюсь сразу – не для того, чтобы меня пожалели, а именно для того, чтобы поделиться. И поскольку ситуация, в которой я оказалась, далеко не уникальна, буду рада совету. Примерно три месяца назад у моего самого близкого человека обнаружили рак. На том этапе, когда обнаружили, уже распространились метастазы. Врачи сказали, что счёт жизни пойдёт на месяцы. Начали химиотерапию в надежде на то, что организм как-то отреагирует и можно будет попытаться сделать операцию. Организм реагировал слабо, сейчас почти не реагирует. Человек знает о том, что у него рак, но не знает ни о практической неоперабельности опухоли, ни о метастазах. Да и нужно ли ему знать всё, как есть? Надежда должна оставаться в любом случае. С другой стороны – стоит ли подавать пустые надежды?
Теперь обо мне. От шокового состояния первых недель я уже отошла, постепенно пришла в себя, стала худо ли бедно ли функционировать, приняла (насколько это возможно) сложившуюся ситуацию, начала делать всё, от меня зависящее, чтобы помочь и поддержать. Но что делать с мыслями о несправедливости (чьей?), о смерти, о беспомощности, о бессмысленности всего, если конец один? Чем поддержать того, кто неизлечим, если знаешь, что он практически неизлечим? И ещё: как помочь близкому человеку и при этом не потерять себя, не разрушить свою личность?
Врач, поставивший диагноз, видя наш шок, сказал: «Болезнь – это часть жизни. Продолжайте жить и знайте, что можно жить и в болезни. И Вас (сказал он мне) это тоже касается».
 Комментариев : 21, Просмотров : 2435
Профиль Комментарии 

Психологические причины возникновения болезней
irinavision

Вчера, читая старые темы форума, наткнулась на пост Kheyfets-а, в котором прочла следующее: "Раком человек заболевает, как и всеми другими болезнями, искоючительно по собственной вине: негативные эмоции, испытываемые и подавляемые много лет или немного лет, но очень интенсивно переживаемые, ослабляют генетически обусловленные прорехи в меридианной системе организма. Вот и всё."
Надо сказать, что тема эта особенно сильно занимает меня в последние месяцы. Речь идет не о психо-эмоциональных расстройствах, а о так называемых "неправильных состояниях сознания". В.Синельников, например, пишет следущее: "Любые новообразования, опухоли, кисты образуются тогда, когда вы удерживаете в душе старые обиды и потрясения. Вы их постоянно «прокручиваете» в голове, лелеете, накапливаете в определенном месте своего тела. Я обнаружил, что полное избавление от старых обид полностью излечивает от любой опухоли... Врачи ортодоксальной медицины в таком случае разводят руками. Им непонятен механизм исцеления. А он прост. Ушли обиды — исчезло и то, что их отражало на физическом уровне. Есть и другая причина появления опухолей — это усиливающееся и увеличивающееся чувство неприязни к миру, к себе, к людям. Появляется уверенность, что жизнь не принесет ничего хорошего".
Не будучи врачом, я всё-таки залезала и в мед литературу. Там, как и следовало ожидать, нет однозначного отношения к данному вопросу. Но я вычитала, что есть, например,целая группа онкозаболеваний, которые являются гормонально зависимыми, а гормональный фон очень сильно связан с состоянием психики человека. Так что, взаимосвязь существует. Но можно ли говорить о том, что онкологические заболевания вызываются в основном психологическими причинами?
Тогда я поинтересовалась мнением Ошо и отыскала следующее: "Рак - в основном психологическое заболевание, это в основном болезнь ума, не тела. Когда ум становится очень напряженным, настолько напряженным что уже невыносимо, это начинает сказываться на тканях организма. Вот почему рак существует только тогда, когда цивилизация становится очень и очень искушенной. В первобытных общинах вы не найдете рака. Чем сложнее - чем умудреннее, чем многосоставнее общество, тем чаще будет возникать рак. Рак может существовать только при определенном невротичном состоянии ума".
А что думаете вы?
 Комментариев : 34, Просмотров : 2345
Профиль Комментарии