ВЗМАХ ВОЛШЕБНОЙ КИСТИ | 24-06-04, 16:36 | |
Взмах волшебной кисти Невольно ловишь себя на том, что хочется съесть все, что видишь на снимке: будь то красная смородина и сочные персики или проще - горка крупной соли, луковица с капельками воды, свежесваренная картошка в мундире, петрушка и разрезанный вдоль огурец. Что же должно вызвать такую реакцию? Потрясающая реальность изображения. Именно этого можно добиться с помощью световолоконной кисти. - Как все началось? - История такая. Световолоконная кисть попала мне в руки два года назад. Ее привезла из Америки одна моя знакомая и дала мне на неделю попробовать в работе. Так появились два натюрморта: ложки и цветы. Я считаю их ученическими работами, так как снимал с кистью первый раз и для себя. Но тогда я решил, что надо попробовать снимать только с одним этим источником света. - Почему? - Студия для серьезной съемки натюрморта нужна огромная и со сложной техникой. Это хлопотно. А если говорить только о вспышках, то это еще и очень дорого. Помимо этого, снимать с рассеянным светом (натюрморт этого часто требует) мне было не интересно. - Что сложного в работе со световой кистью? - Специфика точечного света. Оказалось, что повторить дважды одно и то же освещение просто невозможно. Может показаться, что это неудобно, но зато появляется возможность моделировать свет на каждом предмете композиции, управлять им и соответственно цветом. При этом я отошел от канонов натюрморта, в соответствии с которыми должен быть основной рисующий свет, идущий от одного источника: окна, солнца и т.д. Я решил, что основного рисующего не будет - пусть у каждого предмета будет свой отдельный. Крестьянский завтрак - А если будет двадцать предметов? - Будет двадцать рисующих светов. Посмотри на стакан. Он освещался с трех точек: сверху, чтобы выявить ободок и капельки, сзади на газету - просветить фактуру стекла. Непосредственно освещалось узким пучком дно, чтобы оно не проваливалось на снимке. Селедка тоже подсвечивалась с разных сторон: хвост, голова, плавники. Отдельно высвечивался рот. Плюс к этому - делалось общее освещение. Такой же принцип и с луком. При этом у каждой луковицы свой контровой свет. Поэтому так хорошо читаются капельки воды - они объемные. Ради чего все это? Чтобы выявить объем, фактуру, чтобы предмет был вкусным и его хотелось потрогать. - Как это делается? - Техника проста: заранее выставляешь композицию; наводишь резкость; выключаешь свет в студии; открываешь затвор аппарата; включаешь фонарик и начинаешь освещать нужные тебе точки. Но основная и самая сложная работа выполняется до самой съемки. Нужно выявить, сколько света отражает предмет, красиво ли передана его фактура, продумать соотношение яркостей: что освещать больше, а что меньше. Тот же огурец можно снять так, чтобы он четко читался в кадре, а можно, наоборот - оставить его в тени, сделать потемнее. - Итак, что нужно продумать заранее? - Соотношение яркостей, направление освещения, сколько будет точек приложения света. Важно все записывать. Нашел интересную точку - записываешь. Огурец. Верхний свет. По норме нужно пять секунд, но я хочу темнее - записываю три секунды. Фронтальный свет. По норме, чтобы фактура совсем не провалилась, достаточно секунды. Так и записываю. Потом фон за огурцом и так далее: все пятьдесят точек освещения. Записал, начинаешь высвечивать и обязательно ставить галочки - это сделал, это сделал. Немного рутинно. Причем неудобно то, что результат съемки станет полностью ясен только после проявки. Ведь увидеть такую картинку в жизни нельзя. Не было случая, чтобы я получил то, что хотел на все сто процентов. - Почему? - Потому что рука не в состоянии повторить движение кистью. Закусь лейтенанта - Что делать? - Можно двигать кистью над объектом. Предположим, надо осветить луковицу. Это десять сантиметров. На каждую точку мне нужно пять секунд. Следовательно - экспозиция будет пятьдесят секунд. Начинаешь водить кистью над луковицей. Процесс долгий. В этом есть свои плюсы и минусы: порой что-нибудь забываешь осветить вообще, порой видишь, что можешь осветить лучше, чем записано, и начинаешь менять. - Есть ли у предметов свои особенности? - Некоторые предметы сильно поглощают свет. В натюрморте с букетом верхние цветы "проваливались" полностью. Замеришь падающий свет по серому; сделаешь экспозицию; а на слайде цветов нет вообще - они даже не проявляются. Оказывается, светопоглощение у сухой красной розы велико настолько, что съедает девяносто процентов света. При этом светлые розы рядом как замерил, так и светятся. Таким образом, только попробовав и сделав поправки, можно добиться задуманного. Закусь пролетария -------------------------------------------------------------------------------- Георгий Розов при съемке применяет цветные фильтры: желтый, красный и синий и очень часто - теплые желтые и оранжевые. Они использовались при подсветке огурцов и картофеля. Камера Sinar: объектив Rodenstok 150 мм. На один снимок может уйти от 20 минут до 3 часов. Что касается самой световой кисти, то Георгий Розов, как-то появившись у своего друга Владимира Смышляева, конструктора из фирмы "Марко", с американской моделью, заинтересовал его настолько, что тот через полгода сделал отечественный вариант - более удобный и надежный. Наша кисть работает полтора-два часа без остановок, тогда как зарубежная через каждые полторы минуты выключается на тридцать секунд. Фотограф снимает кистью уже два года. Технология постепенно меняется. Съемка заказной рекламы требует повторяемости результатов, и теперь Розов использует вместе с кистью несколько слабых стационарных галогенных светильников для видеосъемки. Забавно, что увлечение натюрмортом началось в бане. В Троицын день, перед отъездом во Вьетнам, пошел Георгий в лес наломать веников. Залез на березу, а сук под ним и сломался. Упал он - да так, что ребрами на пень. Конечно, о Вьетнаме пришлось забыть. После выписки из больницы ни сидеть, ни лежать он не мог - только стоять. Так стоя и сделал всю съемку в бане на полке. |
Источник: | Интервью Г. Розова журналу "Фото и Видео |
URL: | http://www.rozov.ru |