Содействие реформе образования№ 1
Автор: Виктор Глезер
Дата : 21-08-04, Сбт, 02:27:27

АССОЦИАЦИИ УЧАСТНИКОВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ –
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕЕ УСПЕХА

«Человек создан для счастья, как птица для полета».

«Общий закон жизни есть стремление к счастию
и все более широкое его осуществление».
                                 В. Г. Короленко

«Счастье – состояние человека,
соответствующее внутренней удовлетворенности
своим бытием, полноте и осмысленности».
                                    Энциклопедический словарь



Один из самых известных сегодня и, наверное, счастливых людей, Роберт Кийосаки – видный амери-канский бизнесмен, изобретатель, педагог, автор мировых бестселлеров, считался в школе отстающим учеником, почти тупицей. Кийосаки считает, что каждый ребенок по-своему талантлив и задача образова-ния, т.е. формирования успешной и счастливой личности – выявить его таланты, создать все условия для их развития и наиболее полной реализации в течение всей его последующей жизни.
Между тем существующая система образования, направленная только на передачу определенной со-вокупности знаний очень узкого (и случайного) набора «предметов» и еще более узкой программы практи-ческой деятельности более или менее приспособлена лишь для небольшой части детей, у которых ярко выражены способности, соответствующие школьной программе обучения. Для остальных детей, которым трудно осваивать школьную программу, школьные годы становятся тяжким и для многих трагическим испы-танием. Им приклеивают ярлыки умственно отсталых или заторможенных, они выходят из школы с зани-женной самооценкой и нравственно искалеченными. И редко кому из них удается самоутвердиться в жизни в полной мере, восстановить нравственное здоровье и ощущать то, что мы называем человеческим сча-стьем.

Опубликованная программа реформы образования не затрагивает и не берется решать важнейшие проблемы воспитания и развития детей и подростков. Наверное, потому, что решить их самостоятельно министерство просвещения не в состоянии – и из-за недостатка финансирования, и вследствие ограничен-ности полномочий и сферы своего влияния.

Программа реформы декларирует, что реализация потенциала учеников при компенсации исходного их неравенства – главная задача системы образования, которая должна охватывать всех детей от 3 до 18 лет.
Врожденный потенциал ребенка – основа его здоровья, характера и гармоничного развития – форми-руется задолго до его рождения. Он во многом зависит от гармонизации отношений между будущими его отцом и матерью, от развития их родительских стремлений и родительской квалификации. Сегодня это вне сферы влияния министерства просвещения.
Реализация потенциала каждого ребенка начинается уже с первого дня его жизни. Три первых года – огромный и важнейший период детства. Однако система образования Израиля и не собирается как-то вли-ять на детей и родителей в этот период.
Более того, выясняется, что и с трехлетнего возраста дети еще в течение нескольких лет будут предос-тавлены далеко не всегда квалифицированному уходу и воспитанию со стороны родителей – у министерст-ва не хватает денег. Когда-то Лев Толстой сказал: «Все, что было со мной после пяти лет, уже не имело большого значения». Из системы влияния нашего министерства этот период полностью выпадает.
В программе минпроса написано, что во всех учебных заведениях страны для детей от 3 до 18 лет вво-дится продленный день, с 8 до 16 часов. Когда же на пресс-конференции министра спросили, чем будут пи-таться дети все это время, она ответила: бутербродами. Между тем, специалисты по гигиене питания кате-горически против такого питания – извольте, господа, предоставить каждому ребенку за это время полно-ценное двухразовое питание. Но у минпроса опять нет денег!
В течение 8 часов продленного дня в школе дети должны чем-то заниматься – и не только уроками. Специалисты утверждают, что более 4 часов в день дети младшего школьного возраста сидеть за столами не могут без тяжелых последствий для их здоровья. Но для организации в каждой школе разнообразной оздоровительной и кружковой работы, учебного и производительного труда, эстетического воспитания, дет-ской общественной деятельности нужны соответствующие специалисты и материальная база. Где они?
Резкий подъем материального производства и потребления в последние 15-20 лет и демократизация общественных отношений в Израиле коренным образом изменили структуру мотивации в образовании и продуктивной деятельности у детей и подростков. Демократизация и снижение авторитарности в общест-венных отношениях, в том числе семейных, ведут к снижению роли принуждения детей и подростков со стороны родителей и педагогов.
В Израиле, как стране массовой репатриации, на это накладывается резкое падение статуса и соци-альных ролей взрослых членов семьи и растущий языковой барьер между детьми и взрослыми. Отсюда – отчуждение и еще большее падение влияния старших членов семьи на детей и подростков.
Этому же способствует продолжающаяся в течение десятилетий государственная политика дискрими-нации, подавления и вытеснения языков и культур, которые привозили в Израиль все новые волны репат-риантов, в целях якобы максимально быстрого усвоения и распространения иврита.
Однако научные исследования и многолетняя практика показали, что для успешного эмоционально-интеллектуального развития детей и подростков им крайне необходимо активное и полноценное общение с родителями и другими старшими членами семьи на родном для взрослых членов семьи языке – в семьях репатриантов это язык страны исхода. Практика также показывает, что дети репатриантов, полноценно ос-ваивающие родную в их семье устную и письменную речь, более успешно осваивают на высоком уровне иврит и английский – основу получения аттестата зрелости и высшего образования в Израиле. Это – один из основных стимулов обучения школьников с 7-8 классов. Но многие дети репатриантов, лишенные полно-ценного общения в их семьях, к этому возрасту настолько отстают в своем развитии, что получение атте-стата зрелости становится для них нереальным, и десятки тысяч подростков уходят из школы. Организация высокого уровня неформального внутри- и межсемейного общения – тоже вне поля деятельности мини-стерства просвещения. Точно так же, как и организация активного неформального общения взрослых и де-тей между уже сложившимися и во многом отчужденными общинами репатриантов из разных стран.
Важнейшей потребностью, в особенности у подростков, является потребность самореализации. Основ-ными составляющими этой потребности являются потребность поисковой активности (В. Ротенберг, Изра-иль) и потребность повышения социального статуса среди сверстников и в их ближайшем окружении.
Израильское общество и его система воспитания и образования сегодня не способны удовлетворить эти потребности в продуктивном для общества и самих детей направлении. Поэтому потребности самореа-лизации детей, в особенности детей репатриантов, либо подавляются в процессе пассивного времяпрепро-вождения, в том числе перед телевизором или компьютером, через наркоманию и алкоголизм, либо удов-летворяются через асоциальную, а то и преступную деятельность. Это – важнейшая причина роста нарко-мании и преступности среди подростков, особенно среди детей репатриантов.
Современная психология доказывает, а практика подтверждает, что оптимальные условия развития и социализации детей и подростков создаются при максимальном стимулировании врожденных эмоции инте-реса и эмоции радости преодоления и достижений. Необходимые качественные изменения в системе вос-питания и образования Израиля невозможны без разработки и освоения в семьях, детских садах и школах современных и сегодня еще нетрадиционных методик воспитания и обучения, которые получают все боль-шее распространение во многих странах мира.
Родители и педагоги очень нуждаются в критическом анализе создавшейся ситуации и освоении кон-кретного опыта новых и уже оправдавших себя технологий родительской и педагогической деятельности, причем в максимально доступной для них форме.
Все эти вопросы должны решаться в творческом сотрудничестве родителей и педагогов, опираясь не только на финансирование министерства просвещения, которого явно недостаточно, но и на создаваемые местные фонды, образованные из дополнительных средств родителей, предпринимателей, внешних инве-сторов и местной власти.
Представляется, что приемлемой формой организации такого сотрудничества могут быть семейные клубы при детских садах и школах, которые, объединяя свои усилия и средства в микрорайонах, поселках и городах, создадут социальную обстановку, наиболее благоприятствующую созданию новых семей и разви-тию качественно новых семейных отношений, обеспечивающую оптимальные условия для воспитания и развития детей.
Особую роль в семейном клубе могут сыграть бабушки и дедушки. Многие из них сегодня страдают от растущего отчуждения внуков: нет общих интересов и забот, да и языковой барьер всё ощутимее разделя-ет их с дорогими чадами.
Кстати, о бабушках и дедушках. Согласно медицинской статистике, продолжительность жизни и здоро-вье не только бабушек и дедушек, но и внуков выше в тех семьях, где совместно проживают все три поко-ления. Ведь если у пожилых людей много добрых забот, если они реализуют себя в любимых внуках, то у них и настроение выше, и чувствуют они себя моложе и здоровее. А огромные резервы любви и деятель-ной заботы бабушек и дедушек, которые лучше всего реализуются в совместной деятельности, так нужны сегодня нашим детям!

Семейные клубы при школах и детских садах могут стать центрами активного общения в микрорайоне. Именно в небольшом микрорайоне, включающем школу и несколько детских садов, вполне реально реали-зовывать программу гармонизации внутрисемейных и общинных отношений, которая бы включала в себя:
1. Организацию в рамках семейного клуба микрорайона системы ежемесячных семейных праздников по классам школы и группам детских садов, начиная с младших и постепенно вовлекая в их подготовку детей старших возрастов. На этих праздниках ребята демонстрировали бы свои достижения в учебе и другой деятельности, знакомили бы своих товарищей с наиболее яркими эпизодами из жизни своих родителей, дедушек и бабушек в виде слайд-фильмов или представлений. К этим же праздникам совместными уси-лиями детей и взрослых готовились бы литературно-музыкальные, конкурсные и танцевально-игровые про-граммы на иврите и русском языке, чтобы в увлекательной и доступной форме вовлекать всех участников в активное общение, снимать языковые барьеры.
2. На основе общей заинтересованности в подготовке семейных праздников и сближения жителей мик-рорайона – создание Фонда сотрудничества и взаимопомощи, который стал бы и материальной основой стимулирования повышения качества воспитания и образования для каждого ребенка, независимо от мате-риального положения в семьях. Сегодня это особенно актуально в связи с серьезными сокращениями госу-дарственных ассигнований на образование в Израиле. На основе этого фонда с использованием помеще-ний и материальной базы школы и детских садов микрорайона целесообразно организовывать различные факультативы, кружки и студии для детей и взрослых.
3. Организация регулярных занятий по изучению иврита взрослыми и детьми по наиболее эффектив-ным системам обучения с комплектацией групп по уровням, возможностям и интересам, организацией практики активного общения на иврите среди взрослых с привлечением подростков, подготовленных в ка-честве помощников преподавателей и руководителей такого общения.
4. С помощью психологов помочь каждому ребенку определить направленность и распределение его способностей и интересов и, расширяя спектр общественно-полезной деятельности детей и подростков, содействовать их активной самореализации. Чтобы каждый из них чувствовал радость достижений и из-бавлялся от отрицательных комплексов, снималась внутренняя напряженность и, как следствие, устраня-лась основа подростковой наркомании и поисков асоциальной деятельности.
5. В условиях экономического кризиса и растущей безработицы, особенно больно бьющей по семьям новых репатриантов, создание при Совете микрорайона общественной комиссии по трудоустройству жите-лей микрорайона, которая бы действовала через государственную и частные службы трудоустройства с налаживанием постоянных связей с работодателями. Такие комиссии с помощью городского Центра проф-ориентации и профподготовки могли бы более обоснованно подбирать для жителей микрорайона соответ-ствующие рабочие места и налаживать отношения взаимной заинтересованности и ответственности рабо-тодателей и работников, снимать возникающие противоречия и конфликты.
6. Трудоустройство подростков, не посещающих школу, и организация их общественно-полезной и до-суговой деятельности.
7. Организация соревнования между детьми многоквартирных домов и кварталов коттеджей за улучше-ние чистоты и благоустройства.
8. Развертывание благотворительной деятельности в микрорайоне, помощь больным, инвалидам и престарелым. Сегодня это особенно актуально в условиях сокращения государственных ассигнований на социальное обеспечение и растущего отчуждения между людьми, особенно опасного в среде детей и под-ростков.
9. Создание методического уголка учебно-воспитательной работы для воспитателей детских садов, учителей школ и родителей с приобретением соответствующей литературы и материалов, в том числе и за рубежом. Совершенствование в кооперации с соответствующими центрами Министерства просвещения и городским отделом народного образования, психологической службой, другими семейными клубами систе-мы постоянного повышения квалификации воспитателей и учителей, семинаров для родителей.

Преобразование системы образования, т.е. формирования личности – это, прежде всего, преобразова-ние системы отношений к детям и между детьми – в семье, в детском саду и школе, во дворе и на улице. И здесь важнейшее значение имеет повышение заинтересованности, родительской грамотности и личной от-ветственности родителей за развитие своих детей, которое теснейшим образом связано с развитием их ближайшего окружения сверстников – во дворе, в детском саду и школе. Поэтому очень важно максималь-но вовлечь родителей в круг проблем воспитания их детей, в сам процесс их развития и оказание деятель-ной и материальной, финансовой поддержки в решении этих проблем. Задача семейных клубов – сделать заботу о детях приоритетной в системе интересов каждой семьи.
Но это процесс трудный и длительный, особенно вначале. Без кооперации и концентрации усилий и средств учебно-воспитательных учреждений, государственных органов и предпринимателей, бизнесменов мало что удастся сделать, особенно на первых порах. А время не ждет. Кризис существующей системы об-разования стремительно нарастает, она все больше отстает от требований современной жизни и становит-ся причиной отбрасывания нашей страны на задворки цивилизации и личных трагедий тысяч и тысяч ее граждан.
Исходя из этого, предлагается в каждом городе образовать Ассоциацию содействия реформе образо-вания, которая бы и выполняла эту функцию кооперации, концентрации сил и ресурсов и координации дей-ствий всех участников этой реформы.
Профиль 

Содействие реформе образования№ 2
Автор: BlackChaos
Дата : 21-08-04, Сбт, 02:35:54

Ну и бредятина!
Я скромен, потому что я гений.
                         (Наум Каштаньер)
Профиль 

Содействие реформе образования№ 3
Автор: 369
Дата : 21-08-04, Сбт, 09:01:37

Г-н Глезер!
Ранее Вы уже открывали на этом форуме тему близкого по сути и форме содержания - Семейные клубы в Израиле. Однако в развернувшейся в той теме дискуссии Вы участия не принимали, равно как в других темах форума. И вот Вы снова открываете тему, полную штампов из коммунистических газет 70-х годов прошлого века. Подозреваю, что участия в обсуждении, буде таковое состоится, Вы снова принимать не намерены. (Впрочем, учитывая Ваш стиль и манеру изложения, объем Вашей статьи, очень сомневаюсь, что обсуждение оной произойдет.)
Однако хочу Вам напомнить, что форум - это место общения людей, место обсуждений, обмена мнениями, место споров и дискуссий. Но отнюдь не доска для бесплатного размещения объявлений, политических деклараций и статей, которые не опубликует ни одна уважающая себя газета.
Поэтому надеюсь, что Администрация портала сообщит Вам об этом в письме от своего имени и предупредит, что в случае дальнейшего размещения на форуме подобных материалов, Вам будет закрыт доступ на портал.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Профиль 

Содействие реформе образования№ 4
Автор: BlackChaos
Дата : 21-08-04, Сбт, 10:01:17

Полностью согласен, тем более, что любая попытка анализа данной статьи (несомненно взятой из какого-то источника!), приводит к интересным мыслям!
Я скромен, потому что я гений.
                         (Наум Каштаньер)
Профиль 


Вы не зарегистрированы либо не вошли в портал!!!
Регистрация или вход в портал - в главном меню.



 Просмотров:   001683    Постингов:   000004