Летела я в самолете и в газете прочитала на мой взгляд интересную статью посвященную установлению памятника Окуджаве на Арбате... Что вы думаете о ней?Приведу некоторые отрывки.. От себя же скажу что с некоторыми мыслями из высказанных автором согласна.... " Накануне Дня Победы в торжественной обстановке на углу Арбата и Плотникова переулка стянули пелену с памятника Булату Окуджаве. Время открытия приурочено к дню рождения поэта. Во время церемонии я подошел к Михаилу Жванецкому и спросил:"Булат в бронзе - это правильно?" Он ответил :" Поэт Окуджава и памятник в бронзе - понятия несовместимые. Я отказался выступать с трибуны потому что не чувствую потребности в этом. У меня есть свой, жвой Окуджава. А мы открываем памятик другому человеку." Конечно скульптура по определению самое пафосное и официозное искусство. А Окуджава официоз на дух не выносил. Ни в жизни ни в творчестве. Тем не менее консервировать память о человеке на городских улицах без бронзы и мрамора патетики и риторики пока не научились... Так что отнесемся к теме филосовски........ Композиция скульптуры непроста. Она представляет собой инсталляцию, вытянувшуюся по переулку перпендикулярно Арбату. С двух сотрон каменного подиума стоят бронзовые полуарки. На них нацарапаны названия песен Булата Шалвовича. В одну из арок, по направлениюк Арбату входит сам ссутулившийся Окуджава. Руки в брюки. Фигура отбрасывает бронзовую тень... У дальней арки гигантский бронзовый стол и бронзовые лавочки. Они вальяжно имитируют уют московских двориков... Вся композиция вполне себе европейского уровня.... Подобную городскую скульптуру , расчитанную на непосредственный эмоциональный контакт с прохожими ,можно увидеть и в Польше и в Бельгии и в Австрии.. Где угодно. С одной стороны такие паралели радуют. Своей монументальной пропагандой мы наконец то вписались в какую то хорошую традицию. С дркугой стороны эти же паралели наводят на невеселые думы о "гении места" где ставят памятник. Новый старый Арбат не имеет ничего общего с уютными тихими опрятными улочками старой Европы, ни с пыльной, обшарпанной, но безупречно интеллигентной , как портфель профессора , улицей эпохи Окуджавы. Перестроечный Арбат сам Окуджава не считал своей религией. Перестроенный советский, впрочем, тоже - написал же в 80 - е годы песню где есть такие слова :"Да, флора там все та же, но фауна не та" Сам себя он в ней называл "арбатским эмигрантом"... Символично, что на пафосном открытии памятника казенно проникновенные речи толкали враги окуджавского Арбата из Московской мэрии и российского правительства. Это с их молчаливого согласия прямо накануне церемонии строительно - промышленная фирма "Виктория" разнесла в пух и прах часть уникалной городской застройки Арбатской площади примыкающей к Дому Журналистов. (ну и так далее - Gven)... Вернемся к памятнику. Вот вам неожиданный (возможно даже для самого скульптора) риторический оборот. Интеллигент в измятом костюме с бумагами под мышкой , ссутулившись, робко подходит к самой жирной, отвязной и порочной улице Москвы. От зрелища нуворишеской роскоши, дополненной хиппи, бомжами, и киосками сувениров с портретами Ленина , от одновременно шибающих в нос запахов дорогих ресторанов, нечистот и шаурмы ноги у него подкашиваются. Он в скорби. Он в недоумении. Он здесь явно лишний. Арбатский эмигрант." Вот так... |