Ах, сколько копий было сломано в этом, не имеющем однозначного ответа, споре: музыка или стихи? стихи или музыка? Мне хотелось бы процитировать довольно объемный кусок (прошу прощения за столь длинную цитату)из эссе Льва Аннинского об Александре Вертинском из книги "Барды":
"Он вроде и не придавал значения тому, что слова для своих песен сочинял сам. Пел чужое вперемежку со своим, не уточняя, где чье. Пел Блока, Волошина, Северянина, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Тэффи, Гумилева, Симонова. Иногда переиначивал их тексты "под себя" - это считалось в порядке вещей. На заре "гласности", когда стало "можно", какие-то новаторы выпустили "Избранное" Вертинского, где в качестве его песен тиснули "Китайскую акварель", "Сероглазого короля", "Среди миров, сверкающих светил", даже "До свиданья, друг мой, до свиданья", беспардонно перелопаченное в "Письмо к даме", - я не помню, чтобы по этому поводу знатоки-стиховеды выразили протест. Как-то было привычно, что все, исполняемое Вертинским, - "его": его легенда, его мир, его Я, а сочиняет ли он сам слова или ноты или берет их где хочет - не очень важно ни слушателям, ни ему самому. В сущности, это было, конечно, начало того метода перекрестного авторского опыления, который уже в наше время позволял Визбору петь тексты Городницкого, а Анчарову - тексты Грина вместе со своими, не уточняя авторства. Не уточнял и Вертинский: текст - ценность не самодовлеющая, это лишь составная часть даже не песни, а "представления". Это потом Вертинского "расчленили" на "поэта, композитора и исполнителя"; сам он называл себя однозначно: "артист". Это существенно. Не поэт, не композитор, не певец. Артист."
Итак, "артист" - разве это не ключевое слово?
Давайте не будем сейчас говорить о "профессиональной" и "непрофессиональной" авторской песне - это, на мой взгляд, тема для отдельной дискуссии. Давайте обсудим понятие, предложенное Львом Аннинским, профессиональным исследователем феномена по имени "авторская песня".
Для заинтересовавшихся: Лев Аннинский. Барды. Москва "Согласие", 1999. "Предтеча" - эссе об Александре Вертинском. С.5-15.
Людмила Чеботарева "Л" из "Чалмы" |