Редакция сочла возможным разместить на форуме "Фотоландии" следующие материалы, которые, на наш взгляд,могут заинтересовать потенциальных читателей.Материалы получены от,уже известного вам, Snimok и,как нам кажется,будут способствовать более осмысленному процессу творчества.Учитывая размеры поста,материалы печатаются с сокращениями.
В психологии восприятия большую роль играет аспект восприятия изображения объёмного объекта на плоском носителе.В самом деле,мы рассматриваем изображения различных объёмных объектов (пейзажи,люди,животные и насекомые,композиции из предметов),нанесённые на плоские поверхности (фотобумага,холст,экран монитора) и при этом идентифицируем их практически безошибочно.А ведь это просто проекции на плоскость,причём ,независимо от положения этой плоскости в пространстве (так называемого "ракурса" ). Возникает вопрос:почему нам удаётся эта идентификация и какие искривления вносятся в контуры предметов для объёмного восприятия плоского изображения? При фотографировании всё происходит автоматически и человек только выбирает место и время запуска процесса получения проекции (изображения).Правда,наличие специальных компьютерных программ,позволяет внести коррекции ,но это только при работе с оцифрованным изображением.При работе с традиционной техникой фотографирования изменить полученные контуры предметов - невозможно. Совсем по-другому обстоит дело у художников.Художник изображает вогнутые и выпуклые линии там,где в реале они прямые или создаёт иллюзию объёмности,используя законы стереометрии и перспективы.При этом ситуация оказывается серьёзней и глубже,чем кажется с первого взгляда.Наблюдения за работой рисовальщика порождают ещё два вопроса: - воспринимает ли человек окружающее его пространство как евклидово т.е. описываемое при помощи трёх взаимноперпендикулярных осей (ширина,высота,глубина) или как искривлённое (сфера,параболоид или гиперболоид вращения или как более сложную объёмную структуру)? - является ли реально наше пространство эвклидовым или мы существуем в пространстве,похожем на мяч для регби или ещё более того запутаней? Чтобы как-то упростить понимание проблеммы - нарисуйте на поверхности мяча треугольник,а потом вырежьте его и выпрямите на плоскости.Вы с удивлением обнаружите, что его стороны не являются прямыми,а сумма углов не равна 180 градусам.Наиболее настойчивые могут поднять материалы о пятом постулате Эвклида и всём тем,что с ним связано. Таким образом,возможно четыре исхода: - наше пространство линейно и мы его таким воспринимаем; - но мы его таким не воспринимаем; - наше пространство нелинейно и мы его таким воспринимаем; - но мы его такми не воспринимаем. Здесь,просто необходимо упомянуть о двух экспериментах,которое в всоё время провело человечество. Длительное время,при помощи достаточно точных инструментов производились измерения внутренних углов треугольника,образованного тремя достаточно удалёнными друг от друга звёздами.В пределах точности измерений,нелинейности пространства обнаружено не было. Перед добровольцами из различных социальных групп и различных профессий ставилась задача,двигаясь, на ровной открытой местности без приметных ориентиров ,по прямой и не используя какой-нибудь счёт,чисто интуитивно, отмечать расстояния.Скажем, через два метра, пять,десять и так далее втыкать в землю штырь.После этого измерялись истинные расстояния от старта до соответствующих штырей и оценивалась относительная ошибка. После накопления достаточного количества измерений оказалось,что максимальные ошибки соответствуют минимальным расстояниям.Повторяю – ошибки относительные т.е.независимо от расстояния человек мог ошибаться всегда на,для примера,2%. По результатам эксперимента было высказано предположение о том,что на расстояниях до 10 метров,человек воспринимает пространство как нелинейное,хотя оно таковым не является. И соответственно вносит изменения в изображения предметов так,как он из видит.
Вот вкратце и всё.Если читатели заинтересовались,то было бы интересно почитать добытые ими дополнительные материалы. Пока!
|