"Если говорят, что отрезок разделён на две части по правилу золотого сечения, то это означает, что меньшая часть относится к большей, как бОльшая ко всему отрезку. В числовом выражении округлённо получаем соотношение длин отрезков, как 38% и 62% от полной длины отрезка. Это правило с успехом применяется в архитектуре, изобразительном искусстве и фотографии. Так, например, глаза знаменитой Джоконды на картине Леонардо да Винчи находятся как раз на уровне золотого сечения вертикальной стороны портрета. Кто знает, может быть в этом кроется одна из загадок её улыбки? Если пред вами стоит задача разделить линией горизонта, например, небо и морскую гладь, можно прибегнуть к правилу золотого сечения. Но одного этого приёма будет недостаточно для создания интересной композиции. Если вы решили дать на снимке больше моря, чем неба, то сразу возникает проблема переднего плана. Подумайте, что будет фиксировать на себе взгляд смотрящего, если почти две трети снимка займёт ровная гладь? Возможно, вам удастся найти камень, выступающий из воды или дождаться волны. Аналогичную задачу придётся решать, если вы дадите на снимке больше неба. Если небо совершенно ровное, то снимок будет также плохо смотреться. Исправить ситуацию помогут облака интересной формы, чайки и т.д. Однако правило золотого сечения - отнюдь не панацея от всех болезней. Среди фотоснимков можно встретить прекрасные работы, выполненные и без соблюдения этого правила. Наиболее частый пример тому - фотографии архитектурных ансамблей с отражением в прилегающей воде. Линия отражения часто проходит на таких снимках точно посередине кадра, но впечатление (во всяком случае моё) от снимка остаётся положительным. Это ещё раз подчёркивает, что из любого правила есть исключения. В конце концов, золотое сечение на фотоснимках профессионалов можно угадать не в банальной попытке разделить горизонтом небо и землю. Иногда эта самая линия раздела не имеет форму линии. Это может быть и цветовой сгусток в одной из частей кадра и череда предметов, в расположении которых всего лишь подсознательно угадывается линия". Дмитрий Катков. |