Добро пожаловать в рай! Задержите дыхание и погрузитесь вместе с Полом Уокером и Джессикой Альбой в опасные, кишащие акулами океанские глубины на Багамах. Четвёрка молодых ныряльщиков обнаруживает обломки легендарного корабля, скрывающего в себе несметные сокровища. Им кажется, что клад уже в их руках. Но на дне океана им открывается ещё одна – гораздо более зловещая – тайна. Друзья решают хранить в секрете оба открытия, чтобы им не помешал соперник-кладоискатель. Но можно ли сохранить верность данному слову, если на карту поставлено так много? На каждом шагу искателей приключений ждут опасности, и неожиданно из охотников за сокровищами они превращаются в добычу.
Хотя в основу фильма положен вымысел, поиски подводных сокровищ – абсолютная реальность. В этом смысле, выбор Багам в качестве места действия фильма был совершенно оправдан, поскольку с 15 по 18 столетие в их опасных водах затонули более 500 испанских галеонов. Большинство из них так и не было найдено и, по слухам, скрывает в себе золото на миллиарды долларов и бесценные художественные ценности.
Южное побережье Нью-Провиденса пользуется большой популярностью у ныряльщиков и спортсменов и привлекает туристов, желающих понаблюдать за акулами. Недалеко от берега начинается крутой обрыв, привлекающий тучи рыб. Где рыба, там и акулы – по большей части легко поддающиеся дрессировке карибские рифовые акулы, а также непредсказуемые тигровые акулы. И те и другие вошли в сценарий Мэтта Джонсона («Крутящий момент»). «Мы приехали сюда в том числе и из-за этих акул, - говорит продюсер Дэвид Зелон. – Думаю, трудно будет поверить, что наши актёры действительно оказываются в воде так близко к акулам. Все будут думать, что это компьютерные образы. У нас много сцен, когда акулы подплывают прямо к актёрам и толкают их. Рядом всегда были спасатели, но акулы всё время кружили поблизости».
До начала основных съёмок актёры и каскадёры совершали тренировочные погружения, чтобы быть готовыми к работе под водой. Кроме основных правил дайвинга и техники подводой коммуникации, они учились , как нырять без риска для жизни в окружении настоящих акул и погружаться на одном дыхании. Актёры действительно ныряли среди акул, переговариваясь с помощью движений рук и тела.
В фильме есть ещё более опасные сцены с участием тигровых акул. Эти акулы были дикими и не дрессированными, так что если зритель видит на экране такую акулу, то может быть уверен, что она была найдена в день съёмок в океане. Акула должна была появиться в нужный момент в нужном месте. Алекс Эдлин собрал команду охотников за акулами, которые вставали на рассвете, чтобы отыскать и поймать большую акулу. Её помещали в ящик на лодке и перевозили в специальный загон. (Всех акул потом отпустили в море). Но первая большая акула не имела ни малейшего желания участвовать в съёмках. «Однажды мы увидели восхитительную трёхметровую акулу, - рассказывает Коув. – Она так билась, что мы с трудом затащили её в лодку, и тут она вонзила свои зубы в стальной кабель и прокусила его. Это было ужасно, потому что мы её ловили всю ночь. Потом мы потратили ещё несколько недель, чтобы поймать акулу такого же размера».
Используя настоящих акул, Стокуэлл усиливал реализм фильма. «Мы сняли с актёрами и акулами поразительный материал, - рассказывает режиссёр. – Мне хотелось, чтобы зрители понимали, что это настоящие акулы. Мне кажется, что фильм только выиграл от того, что мы не воспользовались компьютерной анимацией».
На протяжении всех масштабных съёмок на воде и под водой наготове у создателей фильма стояла целая армада кораблей и лодок. Судовой координатор Рико Браунинг («Плохие парни 2») собрал более 50-ти кораблей, начиная от сорокаметровой баржи и кончая маленькими катерами. Основное место в этом флоте занимала съёмочная баржа «Коринфянин», построенная и оборудованная Браунингом в соответствии с потребностями главного оператора Шэйна Херлбата. На барже был водружён кран, используемый для съёмок под и над водой, а также для съёмок на других кораблях и лодках. Кроме того, в фильме можно видеть яхту «Юниссэ» (взятую напрокат Брюсом) и раскошную яхту «Молоко и мёд», а также лодку охотника за подводными сокровищами Дерека Бэйтса, оборудованную двумя воронками, сдувающими песок со дна моря.
Актёры и члены съёмочной группы перевозились с берега на место съёмок и обратно множеством маленьких лодок, а кафетерием для них служил большой катамаран «Королева Карибских островов». Ещё один корабль выполнял роль базы, где актёры могли отогреться в тёплой ванне после нескольких часов, проведённых в холодной воде. Не будь у них возможности поднять температуру тела, их рабочий день длился бы совсем недолго.
На сорокометровую баржу была возложена деликатная задача: опустить на дно два самолёта DC3. Художник-постановщик Майа Джаван («Дом из песка и тумана») и главный художник Дэвид Классен («Водный мир») не только определили, как самолёты будут смотреться под водой, но и выбрали для главного оператора подводных съёмок Питера Заккарини («Пираты Карибского моря») под водой наиболее фотогеничные места.
Для съёмок использовались три одинаковых грузовых самолёта. Один из них, под названием «Солнечный свет», прибыл из Калифорнии, второй – „Хозе“ – был найден в Пуэрто-Рико, и третий стоял у входа в аэропорт в самом Нассау. Один самолёт погрузили глубоко в море на краю рифа - для широких обзорных кадров. Второй был установлен на мелководье для более детальной работы. А третий попал в огромный резервуар и использовался для близких кадров и съёмки интерьеров.
«Мы очень опасались за внешний вид самолётов, которым предстояло длительное время выдерживать на дне океана большие нагрузки, - рассказывает Джаван. – Даже выбрать спокойный день для погрузки было совсем непросто. Отыскав плоский участок океанского дна, мы сразу погрузили самолёт на баржу и поспешили к месту съёмок. Мы очень медленно погружали самолёт с помощью гигантского крана, пока он не наполнился водой. Цепные транспортёры опустили самолёт на дно, к которому он был затем прикреплён с помощью гигантских якорей. Каждое из таких погружений осуществляли более семи десятков людей».
Ещё сложнее было найти подходящее место для подводных съёмок самолётов. Каждый вариант обсуждался с министерством по туризму Багам, а также с местными защитниками окружающей среды. Ни один риф или другая часть морской среды не должны были быть повреждены. «В качестве груза для обоих самолётов мы поместили на дно стальную конструкцию, прикрытую искусственными кораллами, - поясняет Классен. – Таким образом мы могли обезопасить самолёт и одновременно создавали для Питера Заккарини интересные ракурсы, как будто обломки вот-вот обрушатся».
Реёжиссёр подводных съёмок Заккарини в тесной связке со Стокуэллом создал нескольких сложнейших подводных ландшафтов, отвечавших при этом самым строгим правилам безопасности. Страх перед неконтролирумостью подводных съёмок, обычно отпугивает большинство производителей фильмов. Но, по словам Заккарини, именно потенциально опасные моменты помогли создать уникальный визуальный ряд фильма «Добро пожаловать в рай»: «Для Джона все эти акулы, волны, морская болезнь, неполадки с мотором и мёртвый штиль были неотъемлимыми компонентами сценария и самого фильма». Заккарини был поражён, узнав, что столь значительная часть фильма снимается в настоящем океане, в то время как большинство режиссёров и продюсеров не хотят там работать, опасаясь плохой видимости, непредсказуемости погоды, освещения, температуры и т.д.. Но таланты членов команды Заккарини только расцветали в таких условиях. В группу подводных съёмок входили фанатики воды и поклонники акул, в том числе изобретатель «антиакульной» кольчуги, всемирно известные исследователи подводных пещер, чемпионы мира по задержке дыхания, плавцы олимпийского уровня, врачи-спасатели и ихтиологи.
Во время подводных съёмок актёры были в бикини и плавках и имели при себе минимум оборудования для ныряния со скубой. «Для нас было важно, чтобы тела актёров были обтекаемыми и могли свободно двигаться в самых сложных сценах, оставаясь при этом узнаваемыми, - говорит Заккарини. - И в тёмно-синей воде Багам бронзовые от загара актёры смотрелись просто восхитительно».
По словам Заккарини, Стокуэлл хотел, чтобы камера неотступно следовала за передвижениями актёров над водой, на воде и под водой. Были разработаны специальные линзы, отражающие капли воды и корректирующие преломляющее искажение изображения. Они позволяли камере то погружаться в воду, то выходить из неё. «На большом экране этот эффект выглядит как красивый переход с поверхности воды в мир бурлящих пузырьков и мерцающего голубого света, в мир, где отсутствует гравитация, - говорит Заккарини. – И порой зрителю становится страшно, когда кто-нибудь из героев оказывается в плену у океана и по его беззащитному лицу струится вода». Движения трёхмерной камеры производились без трудоёмкой подготовки, обычной для съёмок с операторской тележки или с крана. Под водой камера работала без провода, что позволяло оператору снимать с разных углов и свободно и быстро передвигаться. Камера могла спуститься вместе с актёром в мрачный туннель, промчаться сквозь стаю рыб, показать лицо незнакомца и потом крупным планом – испуганные глаза актёра внутри его маски. Для сцены ночного подъёма затонувшего судна под съёмочным судном были установлены мощные прожекторы и у каждого из ныряльщиков также был фонарь. «Волнение на море усилилось, когда мы были под водой, и свет бил сквозь огромные волны, - рассказывает Заккарини. – Яркие огни на дне помогали нам находить дорогу в абсолютной темноте. Получился фантастический эффект, который усиливал ощущение опасности предприятия, которое затеяли герои, не зная, кто или что скрывается в темноте. Чтобы показать зрителям самые страшные места внутри обломков корабля, мы оставили декорации совершенно тёмными, за исключением отражений от фонариков ныряльщиков».
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.