Маленькую девочку из бедной японской семьи отдают в услужение в дом гейш. С годами красавица расцветает и самые влиятельные мужчины становятся пленниками знаменитой гейши по имени Сайюри. Но в её сердце живет любовь к тому, над которым ее чары не властны.
Мы не становимся гейшами, чтобы наслаждаться жизнью. Мы становимся гейшами, потому что у нас нет другого выбора.
Артур Голден. "Мемуары гейши".
Где-то в середине 90-х среди моих подруг было популярно выражение "חלום יפני" - "Japanese dream". В Тель-Авиве медленно, но верно размножались суши-бары, по ТВ транслировали "Шогуна", и мы завистливо вздыхали, наблюдая за воздушно-миниатюрными японками, завернутыми в цветные кимоно, словно конфеты в яркой обертке. В их неподвижных лицах нам читалась какая-то вселенская умиротворенность, гармония принятия собственной судьбы, которой нам и не снилось.
С тех пор мы повзрослели, поездили по миру и поняли, что люди везде одинаковы. Поняли, что стоит за за неизменной вежливой улыбкой - одним из символов культуры, сочетающей артистическую виртуозность ритуала с первобытной, звериной жестокостью. И если уж на то пошло, научились ценить судьбу, выпавшую нам, наверное, более всего - за возможность выбора таковой. Выбор - это своего рода привилегия для большей (по численности) части населения земли, возможность выбора есть не у всех, и какими красками не напиши картину их жизни, картина эта будет грустной.
У Чио, героини фильма, снятого по мотивам сверхпопулярной книги Артура Голдена, выбора не было. Родители продали её "мадам", заведовавшей домом гейш, и с тех пор судьба её была предопределена. Её отчаянные порывы сбежать, что-то изменить ни к чему не приведут - уйти ей не к кому, она никому не нужна. Случайная встреча с благородным человеком, в которого она влюбится по-детски и на всё жизнь, станет для неё своего рода "путеводной звездой" - она найдет смысл в своей жизни и способ извлечь лучшее из своего положения.
Снимать экранизации бестселлеров - занятие, большей частью, неблагодарное. Слишком придерживаться книги - критики тут же заметят, что фильм ничего нового не привнес. Чуть разгуляться - и тут же посыпятся обвинения в небрежном отношении к авторскому тексту. Роб Маршалл (режиссер, на счету которого, помимо прочего, имевшее успех "Чикаго" ) пытается, что называется угодить и нашим, и вашим. Тщательная реконструкция маленького мирка Киотских гейш соседствует с неудобоваримым, ломамным английским с китайким акцентом - гейш играют актрисы-китаянки. Возможно, как заметили многие кинокритики, фильм бы только выиграл, если бы был на японском. Тогда лучше бы чувствовались интонации. Но это нанесло бы серьезную брешь в успехе коммерческом, а этим студии не рискуют.
Как результат в фильме наблюдаются обычные симптомы компромисса - многообещающие, но загубленные сцены, некоторая одиозность персонажей... Вместо трагичного, но по японски изящного и сдержанного повествования, получилась спрессованая в два с половиной часа теленовелла на фоне роскошных декораций.
Фильма как произведения исскусства не получилась, но получилась красивейшая, захватывающая и вполне достойная коммерческая продукция, что по нынешним временам, согласитесь, не так уж и мало. А японцам, как и ожидалось, "Воспоминания Гейши" категорически не понравились. Это понятно - у всех свои священные коровы. Посмотрим, как у нас в Израиле, пойдет спилберговский "Мюнхен"...
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.