В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     23121764 

    Тексты

      Чёрный Кустурица, Белый Кустурица 15-02-03
    Если речь заходит об югославском кино, то первое что приходит в голову это Эмир Кустурица, второе - фильмы о балканских войнах последнего десятилетия. Такая классификация весьма условно отображает реальность тамошнего кинематографа, но для неспециалиста вполне приемлема, особенно если иметь в виду уже не советскую Югославию. Несмотря на то, что югославское кино многогранно и самобытно, оно просто не может не говорить о наболевшей действительности непрекращающихся вооружённых конфликтов, что и вылилось в целую формацию фильмов о войне.

    Именно поэтому Кустурица выделяется из всей сербо-хорватско-боснийской братии. В отличие от своих коллег по цеху он затрагивал тему ужасов войны только однажды (Андеграунд) и сделал это с присущим ему юмором и оптимизмом. Кроме этого, его картины стоят особняком от всего что было создано ранее не только на Балканах, но и во всём мире. Этот факт заслуживает уважения, но ничего феноменального в этом нет. Просто когда режиссёр снимает фильмы не по накатаной голливудской технике, а в соответствии со своим видением мира и идя на поводу только у своих чуств, получается вот такое авторское кино с неповторимым почерком.

    На своей многострадальной родине Кустурица, на удивление, находится не в самом завидном положении. Будучи боснийским мусульманином с сербскими православными корнями (потрясающий гибрид получился), он принял после распада сторону Сербии и теперь в родное Сараево дорога ему заказана. Сейчас, выросший на пресловутом перекрёстке нескольких культур, Кустурица живёт в Париже, но в отличие от чеха-еврея Формана и поляка-еврея Поланского продолжает снимать этническое кино, называя себя югославским режиссёром, хотя такой страны уже не существует.

    Несмотря на то, что свой стиль Эмир Кустурица особо не меняет и плодотворностью тоже не отличается (6 художественных фильмов за 22 года), мировой успех ему всегда обеспечен и с каждой своей новой картиной, уже немного подзабытый режиссёр, вновь возвращается в эпицентр общественного внимания. Уж и не знаешь как называть его - баловнем судьбы или баловнем критиков и фестивалей - все его фильмы премированы самыми престижными наградами в мире кино: Канны, Венеция, Берлинале. Правда всегда найдутся способные злобно надругаться над небывалым успехом. Сразу проведутся праллели с итальянским или грузинским кино, будет замечено что ничего нового Кустурица не создал и особой интеллектуальностью не отличается, подметят повторение самого себя и так далее. Вполне возможно, что все они правы, но мне кажется, что величие режиссёра заключается не в том, чтобы создать заумный фильм с миллионом интерпретаций тайного смысла заложенного авторами, а сделать такое кино, чтоб его могли смотреть и наслаждаться как профессора университета, так и работники супермаркета.

    Кинематограф потому и стал главным искусством последних лет, что объединяет такие разные социальные классы, возраста и культуры. Литературе это не удалось, она до сих пор является прерогативой образованных. Но зато у печатного слова есть одно огромное преимущество - за тысячи лет книга не изменила своего формата и образа. Люди пользуются библиотеками, в которых могут прочитать как современного Пелевина, так и Аристотеля, писавшего энное количество лет назад. А кинофильмы сменяют один другой так, что и моргнуть не успеваешь и кто смотрел кустурицовские "Помнишь ли Долли Белл?" (1981) или "Папа в командировке" (1985) пусть первым бросит в меня диск DVD. И не думайте что это мерзкий стёб киношного червя, эти фильмы в своё время были очень популярны и известны, но я тоже их не смотрел.

    Зато о последней работе Кустурицы не слышал только глухой и не видел только ленивый. "Черная кошка, белый кот", вышедший в 98 году, на сегодня самый популярный его фильм, правда на этот раз золотые ветки и статуетки на нём отдыхают.

    После сравнительной неудачи в Голливуде (Arizona Dream не полюбилась критикам, хотя на мой взгляд гениальна) и жемчужины своей карьеры (Андеграунд) Эмир Кустурица опять обратился к культуре цыган, рядом с которыми провёл детство. Только тепeрь на смену грустному Время Цыган пришёл развесёлейший фарс. Оригинальностью сюжета Чёрная Кошка, Белый Кот вряд-ли заслуживает внимания: увязший в долгах отец, пытается уладить дела, женив сына на нелюбимой. Но этот фильм является ещё одним примером того, как представить в выгодном свете дешёвый сюжет, одев его в великолепную форму.

    Здесь Кустурица решил следовать очень чётко налаженной формуле успеха. Во-первых всё должно закончится хорошо. Влюблённые герои преодолев препятствия исчезают в дали, унося с собой нежданно-негаданно появившyюся круглyю суммy денег. Так же было и с Лолой и ещё кое-где. Одна из новых тенденций современного кино навеянная жизненными реалиями - бескорыстная борьба за любовь должна быть вознаграждена. Так и финал послаще и счастье покрепче. Что, похоже на мелодраму? Ничего подобного. Далeе следует во-вторых. Непосредственность вкупе с гротеском - это как раз и есть фирменный знак Кустурицы, его почерк. Но чтобы создать неповторимую атмосферу в которой и смерть не зла, и зло умиляет, одного оригинального почерка мало и тут режиссёр делает свой самый верный шаг.

    Образ цыгана в советском кино не самый привлекательный. Так, изредка Будулай какой появится или Табор уходит в небо. Но эта положительная капля в море отрицательного представления цыган ничего не меняет. Цыгане если не самый отрицательный персонаж, то уж точно самый мерзкий. Вечные милостыни, орава детей, непонятные мистические силы - всё это наклеивает на цыган ярлык "чужие" с вытекающими последствиями. А Кустурица сделал акцент не на неприязни, а на тех составных цыганской жизни, которые вызывают лишь улыбку и симпатию.

    Фильм представляет собой также антропологоческий документ. Аутентично показаны праздники и быт цыган, их радости и горести. Задействовав непрофессиональных актёров, режиссёр добился эффекта, когда актёры не играют свои роли, а просто живут в фильме. Кустурица создал прецендент сняв фильм на цыганском языке, фильм, который не смогут смотреть без перевода ни в одной стране мира. Так бы наверноe, написало какое-нибудь серьёзное издание и критик старой закалки. И на самом деле, настоящий цыганский колорит придаёт фильму неуловимый оттенок простоты, за отсутствием излишнего трагизма. Чудеса воспринимаются как должное, понятий кощунство и снобизм не существует. Но это в общем, а лично я бы выделил не усатых цыганских баронов, а актрису, сыгравшую главную женскую роль - Бранка Катич. Очень уж заражает она своей безшабашностью и искрой в глазах. Также понравился мне искупавшийся в отстойной яме бандит Дадан. Его играет тоже профессиональный актёр, ранее уже работавший с Кустурицей - Сржан Тодорович.

    Вот таков список ингредиентов из которых Эмир Кустурица приготовил сумасбродную комедию. При просмотре Вам не придётся смеятся над гэгами и шутками как в Американском пироге, здесь юмор другого сорта. Нас приглашают поучаствовать в празднике насмешки над жизнью. В деревне на берегу Дуная не хотят знать о политике и финансах, о войнах и перемириях. Всё бурлит в хаосе красок, непринуждённо и не всерьёз. Однако, при таком аналитическом разборе может сложиться неправильное ощущение у тех, кто фильма не смотрел. Это всё издержки профессии так скзть. Черная кошка, белый кот не тот фильм, который следует раскладывать по полочкам. Им надо наслаждаться, даже понимая, что это не великое произведение искусства.

    Что ж, осталось подвести итог, рассказав о самом представительном элементе этой картины - музыке. До 98 года Кустурица обычно работал со своим постоянным композитором Гораном Бреговичем, делающим музыку на основе балканского фольклора (кстати он почти каждый год выступает в Израиле). Но их пути не совсем красиво разошлись и режиссёр в срочном порядке прибег к помощи старых друзей - "The No Smoking Оrchestra", в составе которых играл на басе в конце 80-ых. Саундтрек получился, как и вся музыка NSO, кипучей смесью различных жанров и культур. Танго, транc, панк и конечно же две заглавные цыганские мелодии фильма. Вобще-то музыка в кино исполняет роль фона, придаёт нужную окраску и настроение там где визуальное бессильно. Поэтому даже после неоднократного просмотра "Чёрной Кошки" я не смог до конца оценить всё великолепие её саундтрека. Но на радость всем, музыка срывающая крышу в фильме, также срывает крышу на вышедшем диске и вполне может cчитаться полноценным альбомом NSО. Нету никаких сборных песен взятых из самостоятельных альбомов различных музыкантов, а есть абсолютно цельное произведение, обредшее собственную жизнь вне экрана.

    Очевидно крышу сорвало и самому Эмиру Кустурице. Он уже 5 лет как забросил режиссёрскую деятельность и разъезжает по свету с "The No Smoking Orchestra" в качестве гитариста. Имея в своём составе такую знаменитость группа смогла приобрести мировую известность и даже сменила имя на "Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra". Так что в то время как мир ждёт когда же наконец мы увидим новый фильм культового режиссёра, Кустурица балуется клипами для своей группы и документальными фильмами о её же гастролях. Надеюсь его скоро прорвёт и мы снова сможем оценить гениальную работу гениального режиссёра.


    Костико Цукерка

    Просмотров:6076 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?