|
Впервые Рэндзю возникла в своей самой простой разновидности без каких-либо ограничений для Черных. В этой своей разновидности Рэндзю существует во всем мире.
Родиной Рэндзю можно считать дельту реки Хуанхэ в Китае. Считается, что именно там она появилась впервые в 20 веке до нашей эры, и таким образом история этой игры насчитывает уже более 4000 лет!!! Это может показаться удивительным, но некоторые археологические находки указывают на то, что в Древней Греции и доколумбовской Америке игра также была известна, и повидимому появилась там независимо. Все это делает Рэндзю одной из самых древних и простых, согласно правилам, логических игр - но в то же время не настолько простой как это кажется на первый взгляд.
Второе рождение Рэндзю, на этот раз уже как серьезной спортивной игры, состоялось в Японии. Первоначально игра была завезена на Японские острова китайскими эмигрантами в 270 году до нашей эры. Она достаточно быстро распространилась под именем "КАКУГО" ("KAKUGO" - пять шагов (яп.)). Хроники говорят, что на стыке XVII и XVIII столетий в эту игру играли буквально все - от убеленных сединами старцев до маленьких ребятишек (Восточные традиции были отражены в первоначальном этикете современного Рэндзю). Первые книги по теории Рэндзю были изданы в конце 19-го столетия. Однако вплоть до начала 20-го века в эту игру играли лишь ради удовольствия. Этот факт подтверждается также большим разнообразием названий, данных игре: "ГОРЕН" ("GOREN" - пять в ряд (яп.)), "ГОСЕКИ" ("GOSEKI" - пять камней (яп.)), "ГОМОКУНАРАБЕ" ("GOMOKUNARABE" ) или просто "ГОМОКУ" ("GOMOKU" - пять точек в ряд (яп.)).
И наконец появилось современное название - Рэндзю - сейчас оно используется в основном только для игры с запрещенными ходами для черных, тогда как название Гомоку - используется для игры без запрещенных ходов.
Термин "РЭНДЗЮ" (нить жемчуга) был впервые предложен китайским поэтом Тенри Кобаяши (Tenry Kobayashi) в 1899 году. Сейчас уже трудно сказать, что вдохновило его на такой поэтический образ. Возможно это был победный ряд из пяти черных или белых камней, который напомнил ему прекрасные жемчужины нанизанные на нить, или, возможно, сама победа в Рэндзю, которую настолько же трудно достигнуть как и жемчужин на дне морского дна. Безусловно в современном Рэндзю много поэтичного. Насколько поэтичны, например, названия некоторых дебютов в Рэндзю: Цветок, Астероид и Метеор, Далекая Звезда и Холодная Звезда, Счастливая и Золотая Звезда, Серебрянный Месяц и Новолуние, Ущелье и Долина, Слава и т.д., и т.п. Очевидно, национальный характер японцев и их отношение к логическим играм скорее как к искусству, чем как к спорту, нашли их идеал здесь. Японцы верят, что, играя в эту игру, партнеры создают шедевр, а спортивный результат отдельной игры - всего лишь незначительная деталь.
Как понятие фола (запрещенного хода) появилось в Рэндзю? Понятие фола появилось как неизбежный результат процесса преобразования "игры для удовольствия" в "спортивную игру". Официальным началом этого процесса было создание в 1906 году первого объединения Рэндзюистов - Токийской Ассоциации (Федерации) Рэндзю. Следующая важная веха в истории Рэндзю - 1936 год, когда были наконец приняты современные правила Рэндзю, и начала активную работу Японская Федерация Рэндзю. Те тридцать лет, которые прошли между этими двумя датами, можно называть "временем спортивного становления" Рэндзю в Японии. Что появилось как его результат?
Во-первых, была создана традиционная японская система спортивной квалификации - КЮ (KYU) и ДАН (DAN). В настоящий момент, высшая категория КЮ - 1-ая, самая низкая 12-ая. Самый низкий ДАН - первый ("ШОДАН" - "sho-dan" ), высший 9-ый. Выше 9-го ДАНа - только самый высший спортивный титул - Мейдзин (Meijin - мудрец (яп.))
Во-вторых, и это наиболее важно, благодаря появлению сотен новых талантливых игроков, стало очевидно, что играя без всяких ограничений для Черных, Белые всегда проигрывают независимо от того насколько умело они играют и защищаются. Эта ситуация объясняется неизбежным практически для всех логических игр "преимуществом первого хода", которым в Рэндзю обладают именно Черные. Возникла идея преодолеть угрожающий игре кризис (его апогей пришелся на середину 20-х годов прошлого столетия) посредством применения к Черным разного рода ограничений. Сначала достаточно быстро было достигнуто соглашение ограничить доску - сперва размерами 19х19 (как в ГО), и затем размерами 15х15 (чем больше размер доски - тем больше "преимущество первого хода" ). Были попытки ограничить третий ход Черных, позволяя его делать только за пределы центрального квадрата размером 5х5 (именно эта разновидность рэндзю приобрела наибольшую популярность в России советских времен и называлась "сапроновка" - по имени Владимира Сапронова привнесшего эту игру в Россию, или "свободное рэндзю", которое и присутствует здесь на Игротеке). Однако эти эксперименты не прошли проверки временем. Затем игроки подошли к этой проблеме с другого края и запретили Черным строить вилки 3х3. Это оказалось удачным решением но недостаточным. И наконец, по предложению гроссмейстера Рокусана Такаки (Rakusan Takaki) были приняты правила запрещенных вилок 3х3, 4х4, и "длинных рядов" которые мы сейчас знаем под названием Классических. Единственной разрешенной вилкой для Черных осталась вилка 4х3.
Квалифицированный игрок может задать вопрос: кто гарантирует, что все эти сложные ограничения будут достаточны? Будет ли появляться что-нибудь новое? Возможно говорить наверняка, что в ближайшие десятилетия существенных изменений правил не будет. Почти пятьдесят лет опыта наряду с различными модификациями современных правил (касающихся только нескольких первых ходов, см. например регламент), фактически уравняли возможности игроков.
И еще один аргумент в пользу запрещенных ходов для Черных: их введение, весьма неожиданно для их создателей, резко обогатило игру тактически и добавило в нее новое качество. Насколько красиво и изящно выглядят победы Белых с помощью принудительных Фолов для Черных, чья победа, казалось, была неизбежна всего лишь за один ход до этого!!!
Именно поэтому возможно говорить, что Рэндзю, по крайней мере в Японии, вышло из детского возраста создания и пересмотра правил, и вошло в красивое время взрослой жизни. И нам уже нет никакой необходимости повторять все прежние ошибки японцев, с помощью которых эта замечательная игра была фактически создана и выпестована.
(По материалам сайта gambler.ru, в тексте использованы выдержки из книги Александра Носовского и Андрея Сокольского "Рэндзю для Начинающих" ) |
|
|
|