nazri
|
Дата : 07-09-08, Вск, 03:07:00
Незнаю почему и при каких обстоятельствах, но как то однажды вспомнилось мне, что где-то слышал, или читал: пожалуй, самое лучшее место для размышлений и эдакой жизненной учебы, собственно говоря, как не такой себе просто “эдакой”, а, пожалуй, “соответствующей”, действительной школы жизни - это кладбища. Именно кладбища. Странно? Возможно, попервах, это действительно покажется довольно таки странным. Однако же, в действительности является ли это право таким уж и странным, - еще тот вопрос. А все, в принципе, началось с того, что... Когда-то очень, очень давно я работал в Киево-Печерской лавре. Это, в те славные для меня времена, музей еще тогда был. Имел он в те времена официальное название: “Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник “Лавра”. Впрочем, как и сейчас. Нет, я ошибаюсь. Как именуется он ныне, толком и не знаю. Ладно. Не буду тут пытаться уточнять. Словом, речь же не о днях нынешних, а о днях таки, увы, минувших. Итак, пока же о другой ее, Киево-Печерской Лавры, части. Той, где молятся монахи. Там где ныне уже действующий монастыть. Словом, с такими мыслями, я оделся и поехал в Лавру. Просто прогуляться. Там и вспомним былое. Вот так просто. Сейчас кладбище здесь ухожено. Раньше же, в те далекие годы середины 1970-х лаврское кладбище было довольно таки в заброшеном состоянии. Если не сказать нечто более того. Но это, пожалуй, нарушит настоящее настроение. Так вот, где-то же в середине 1980-х годов его было лишь несколько приукрасили, прихорошили. Значит. А тогда... Все в зарослях. Неубранные листья, засохшие поломанные ветви деревьев, какие-то кустарники, грязь на почти необозначенных тропинках... Мусор, нескончаемое море мусора... Поломанные памятники. Разрушенные, почти изничтожены, отдельные могилы. И вновь мусор, мусор, и еще раз, до бесконечности, мусор. Кругом. Кругом, кругом... На кладбище. На целом. Кладбище. Монастырском. Кладбище. Бывшего монастыря. Лаврского. Лавры. Значит. Все это. Смотришь. Всматриваешься. И понимаешь, что это действительно довольно довольно серьезная школа. Да, это таки великая школа жизни. Множество людей пришедших в Киево-Печерскую Лавру, посвятивших себя служению Богу, словно являются ярким примером того преходящего времени. Времени, которое не возможно остановить. Может быть лишь это поняв они именно по сей причине и пришли в Лавру, как, впрочемь, могли-бы придти в какой либо другой монастырь. Придти, и принять монашество. Пришли, приняли иночество, а значит выбрали то, что для многих кажется странным, а то и диким. Но странно-ли это все в действительности? Вот так. А ведь в какой-то момент я понял, что здесь, на кладбище, можно не только учиться мудрости, но и попросту смеяться... Действительно, разве не смешно смотреть на монумент, и знать что там, под ним, похоронен какой-то страшно великий деятель. Тот, значит, сей деятель добивался чего-то в своей жизни. Делал карьеру. Видимо, кому-то и горе - беды приносил. А может ради богатства и славы даже перед самым отвратительным преступлением не останавливался. Да, так оно, собственно говоря, часто и бывает. Однако же вопрос: а что, разве могут быть преступления не отвратительные? Действительно, глупо: “отвратительное преступление”, - все они, эти преступления, одинаково гадки и мерзки. Само собой же разуется, и отвратительны. Возможно какие-то большие, а какие-то может меньше. Словом, человек жил. Дела творил. И темные. Во имя денег, карьеры, славы. Но не это же только. Было, видимо, это не всем только горем одним. Вот. А кому-то, порой, утешением. И довольно значительным. Значит. Может, впрочем было, и маленьким. А может, все-же, большим нежели ожидалось. Так-то. А вот смотришь, - зачем же он, человек сей, все то в жизни делал, если на многие века ему то надо всего лишь кусочек земли. Столько старался, а похоронен на лаврском кладбище. Досталось ему немножко землицы. И все. Два метра на полтора. Больше то и не надо. Он о Боге то когда он вспомнил? Интересный вопрос... Вспомнил? Впрочем, возможно и не вспомнил. Значит. Получается, умер. И к самому черту. Персонально. Экспрессом. Все тут. Зачем же жил, чего-то добивался, а то и на прямую злодействовал? Чтобы пойти к диаволу, будучи похороненным за большие деньги на этом лаврском кладбище? Ну разве же это не смешно. Да. А мудрость, мудрость то и заключается лишь в том, чтобы прожить так, дабы не растратить себя на всякие глупости. Вот. А где же глупость, а где мудрость? Разве они не соседствуют одна с другой? Ну глупость. И мудрость. Ладненько. Оставил кладбище. Не оставлять же ныне ему меня себя. Все. Не спеша пешком, пешочком, к станции метро “Арсенальная.” И домой. Ну а куда еще с кладбища, в смысле, после его посещения, можно поехать. Домой, домой. Там ждет нас продолжение раздумий. |